Юханн Никадимус
Мастер из Москвы
Автор более десяти лет создает настоящие кокошники по старинным технологиям и древнерусское шитье жемчугом. Работы сочетают антикварные и современные материалы, этнические ткани и ткани премиальных марок: бархат, жаккарды, икат, ситцы. Все работы мастер шьет вручную, как мастера сотни лет назад, развивая технику, не меняя технологию.
Почелок Архангельской губернии
Бисер, жемчуг, стразы, хлопковый шнур, золотный шнур, холст, шёлк


Почелок — локальное название девичьих венцов в северных регионах России.

Это первая работа мастера, положившая начало его новой карьере. Венец, похожий на большую снежинку, с известной работы Константина Маковского вдохновил автора на изучение истории костюма и технологии шитья головных уборов.

Работа над этой репликой началась в конце 2014 года, когда публикаций и онлайн мастер–классов в широком доступе, как сейчас, еще не было.

Стоит отметить отдельно, что образ этого почелка является самым часто цитируемым в искусстве XX века, от раннего кинематографа до современных открыток со Снегурочкой.
Девичья повязка Архангельской губернии
Фольга, бисер, жаккардовая тесьма (позумент), ситец, шёлк, картон


Вторая работа мастера. Повязка является комплектом к первой работе.

Из редких упоминаний о традициях бытования этих головных уборов можно сделать вывод, что незамужние девушки надевали почелки на праздники на распущенные волосы. Но к концу XIX века благодаря индустриальному развитию и под влиянием пришедшей московской моды в тех краях стали носить повязки, похожие на высокие цилиндры, обшитые широкими позументами и фольгой, украшенной бисером. А почелки не исчезли, но перешли в еще более обрядовый статус — их стали надевать поверх повязок в некоторые дни свадебного действия, часто на «смотрины».

Пример такого ношения почелка в комплекте с повязкой великолепно проиллюстрирован в художественном фильме 1954 года «Море студеное» режиссера Юрия Егорова.
Почелок (венец) Архангельской губернии
Перламутровые и стеклянные бусины, стеклярус, стразы, хлопковый шнур, золотная нить, ситец, шёлк, картон


Девичий венец «о пяти городках», так называли эти острые фигуры на девичьих венцах — «городки». Таких почелков в музеях мира сохранилось до наших дней достаточно много — более десятка. И каждый из них неповторим: городки одного выше и шире, чем у другого, золотное шитье чаще или реже, детали рисунков внутри орнаментов мы тоже не встретим идентичные.

Неизменными для этого почелка всегда останутся пять круглых золотых деталей и прозрачный стеклянный бисер. Не изменяя своему стилю, мастер сначала изучил все похожие уборы, выделил повторяющиеся и меняющиеся мотивы, а после создал свой собственный венец, которого не было в точности такого же.

Но едва ли можно не назвать его старинным. Этот венец был сшит специально для фото-проекта с фотографом Мариной Василевской по мотивам известных фоторабот Александра Божко 1970-х годов для книги-бестселлера «Поэзия народного костюма» Марии Мерцаловой.
Девичья повязка Костромской губернии
Перламутровые бусины, стразы, жаккардовая тесьма (позумент), хлопковый шнур, ситец, шёлк, картон


Реплика ещё одного шедевра народного костюма.

Стоит понимать, что подобные богато украшенные традиционные головные уборы и костюмы девушек и женщин не являлись обыденностью для каждой, вопреки расхожему мнению. А всегда они были предметом роскоши и подчеркивали финансовое состояние семьи, являлись маркером привилегированного положения в обществе.

Сейчас к таким маркерам, как и в старину, мы бы отнесли роскошный образ жизни и аксессуары люксовых брендов. Широкие французские позументы и плотные гряды заморских перламутровых бусин, свисающие на лоб дочери купца, подсказывали современникам какое несметное приданое достанется семье жениха, если тот осмелится предложить свою руку девушке.
Made on
Tilda