Почелок Архангельской губернии Бисер, жемчуг, стразы, хлопковый шнур, золотный шнур, холст, шёлк Почелок — локальное название девичьих венцов в северных регионах России. Это первая работа мастера, положившая начало его новой карьере. Венец, похожий на большую снежинку, с известной работы Константина Маковского вдохновил автора на изучение истории костюма и технологии шитья головных уборов. Работа над этой репликой началась в конце 2014 года, когда публикаций и онлайн мастер–классов в широком доступе, как сейчас, еще не было. Стоит отметить отдельно, что образ этого почелка является самым часто цитируемым в искусстве XX века, от раннего кинематографа до современных открыток со Снегурочкой. |
Девичья повязка Архангельской губернии Фольга, бисер, жаккардовая тесьма (позумент), ситец, шёлк, картон Вторая работа мастера. Повязка является комплектом к первой работе. Из редких упоминаний о традициях бытования этих головных уборов можно сделать вывод, что незамужние девушки надевали почелки на праздники на распущенные волосы. Но к концу XIX века благодаря индустриальному развитию и под влиянием пришедшей московской моды в тех краях стали носить повязки, похожие на высокие цилиндры, обшитые широкими позументами и фольгой, украшенной бисером. А почелки не исчезли, но перешли в еще более обрядовый статус — их стали надевать поверх повязок в некоторые дни свадебного действия, часто на «смотрины». Пример такого ношения почелка в комплекте с повязкой великолепно проиллюстрирован в художественном фильме 1954 года «Море студеное» режиссера Юрия Егорова. |
Почелок (венец) Архангельской губернии Перламутровые и стеклянные бусины, стеклярус, стразы, хлопковый шнур, золотная нить, ситец, шёлк, картон Девичий венец «о пяти городках», так называли эти острые фигуры на девичьих венцах — «городки». Таких почелков в музеях мира сохранилось до наших дней достаточно много — более десятка. И каждый из них неповторим: городки одного выше и шире, чем у другого, золотное шитье чаще или реже, детали рисунков внутри орнаментов мы тоже не встретим идентичные. Неизменными для этого почелка всегда останутся пять круглых золотых деталей и прозрачный стеклянный бисер. Не изменяя своему стилю, мастер сначала изучил все похожие уборы, выделил повторяющиеся и меняющиеся мотивы, а после создал свой собственный венец, которого не было в точности такого же. Но едва ли можно не назвать его старинным. Этот венец был сшит специально для фото-проекта с фотографом Мариной Василевской по мотивам известных фоторабот Александра Божко 1970-х годов для книги-бестселлера «Поэзия народного костюма» Марии Мерцаловой. |
Девичья повязка Костромской губернии Перламутровые бусины, стразы, жаккардовая тесьма (позумент), хлопковый шнур, ситец, шёлк, картон Реплика ещё одного шедевра народного костюма. Стоит понимать, что подобные богато украшенные традиционные головные уборы и костюмы девушек и женщин не являлись обыденностью для каждой, вопреки расхожему мнению. А всегда они были предметом роскоши и подчеркивали финансовое состояние семьи, являлись маркером привилегированного положения в обществе. Сейчас к таким маркерам, как и в старину, мы бы отнесли роскошный образ жизни и аксессуары люксовых брендов. Широкие французские позументы и плотные гряды заморских перламутровых бусин, свисающие на лоб дочери купца, подсказывали современникам какое несметное приданое достанется семье жениха, если тот осмелится предложить свою руку девушке. |